Предисловие
Добро пожаловать в Кинематический театр «Шарманка» – мир Эдуарда Берсудского, петербургского художника, который вот уже почти 20 лет живет и работает в Шотландии.
Эдуард не получил регулярного художественного образования – да и полученное им техническое было весьма скудным.
Довольно поздно (ему было уже под тридцать) он начал резать деревянную скульптуру в маленькой комнате в коммунальной квартире, берясь за всякие низкооплачиваемые работы, которые оставляли ему время и силы для занятий скульптурой и освобождали от прочистки мозгов официальной советской идеалогией. Однажды (полвека тому назад) он подключил электрический моторчик к одной из своих резных скульптур и был настолько заворожен ее движением, что не смог остановиться — и продолжает строить кинематы до сих пор.
Он так и не выучил английский язык, но и по-русски совершенно не склонен объяснять, что он делает и почему. Он не чувствует себя автором кинематов — и уверяет, что они растут сами собой из обломков металла и кусков дерева, подкармливаясь видениями и сновидениями, которые собрались в углах его мастерской.
Но в кинематах заключены истории – возможно, разные для каждого из нас и для каждого дня, и для каждого настроения. Мы предлагаем вам здесь лишь один из многих вариантов, так что , возможно, было бы лучше прочитать эти комментарии не до, а после спектакля – вдруг они нашепчут вам совершенно другие сказки?
Кинетическая скульптура Эдуарда Берсудский
Режиссер и менеджер: Татьяна Жаковская
Художник по свету и технический директор – Сергей Жаковский.
Рисунки — Мэгги Стэд Ленерт
Фотографии: Робин Митчелл
Техники: Робин Митчелл, Рэй Лав
Кинорежиссер: Кассандра McGrogan
Координатор проекта: Изольда Тиммерманс
Саундтрек Сергея Жаковского при участии Льва Атласа, Бориса Аксельрода, Брайана Ирвина, Александра Розенблатта, Мэгги Ленерт Стэд, Александра Вольпова и других.
«Идеи приходят откуда-то сверху. Мне кажется, что это не я делаю кинематы –я просто помогаю им появиться на свет.
Эдуард Берсудский
- Колокольня Вилли 1994, 2011.
Вилли – так звали шетлендского пони, который заинтересовано и терпеливо наблюдал за работой Эда в деревушке Бленсли, где мы провели первые два года в Шотландии. Эд посвятил ему кинемат, погрузив на спину деревянному Вилли настоящую шарманку, выписанную из Германии. Но с годами она рассохлась и стала издавать уж совсем непереносимые звуки. Некоторое время Вилли обиженно молчал, но недавно получил от Мастера новый груз – целую колокольню, сделанную из швейных машинок и колоколов с Шука Пишпишим в Яффо
- Автопортрет с обезьянкой 2002
«Разлука» была одной из самых популярных мелодий шарманки в России. Фонограмма для этого кинемата записана в 2002 году в Цфате художником и философом Борис Аксельрод (Аксель), который был выслан кегебэшниками из России в 1970е годы.
- Русская Тройка («Не забудь меня») 1996
Посвящается Мэгги Стэд, которая подарила нам это старинное чугунное украшение с надписью «Forget-me-not», найденную в саду. Мэгги любит Россию, несмотря на то, что видит ее темную и опасную сторону. Но кто знает, куда летит эта птица-тройка?
- Восточный экспресс 2002
Образ Смерти, которая катится с ветерком по степи на железнодорожной дрезине – воспоминание о гражданской войне.
- Старьевщик 2002
В течении многих лет источником материалов для Эдуарда служил рынок Баррас, расположенный в десяти минутах ходьбы от его мастерской в Глазго. Этот кинемат – дань продавцам Барраса, знатокам рухляди и старья.
- Мастер и Маргарита 2000
Этот кинемат посвящен памяти Тима Стэда – уникального мастера дерева , который любил роман Михаила Булгакова. Он был женат на Маргарите (Мэгги), она играет на клавесине в фонограмме, записанной после смерти Тима.
- Крестоносец 2000
Какая соблазнительная радость – маршировать с толпой, быть частью целого – не важно, под какими знаменами.
- Дерево Жизни 2005
Кельты и славяне, как и многие другие древние народы верили в магическую связь людей, животных и деревьев.
- Медвежья башня
Все люди как люди, заняты серьезными делами – и сосредоточены на них, а медведь залез на крышу и гоняет голубей ласточек.
- Летающий бык 2011
История Шарманки
Кинематический театр «Шарманка» — результат творческого сотрудничества скульптора-механика Эдуарда Берсудского, театрального режиссера Татьяны Жаковской и художника по свету/ звукорежиссера Сергея Жаковского
Эдуард Берсудский (род. в 1939, Санкт-Петербург, Россия, тогда – Ленинград, СССР) начал заниматься деревянной скульптурой, когда ему было около 30 лет, зарабатывая на жизнь рабочим на заводе, шкипером нефтеналивной баржи, сторожем и оператором газовой котельной. Он посещал вечерние классы рисунка и скульптуры и пополнял свое художественное образование в музеях, на выставках и в библиотеках. Некоторое время он был подмастерьем выдающегося скульптора-анималиста Бориса (Исайи) Воробьева (1911-1990).
В 1970х Берсудский принял участие в нескольких выставках нон-конформистского искусства – движении художников, не желавших подчинять свое искусство идеалогическому диктату соцреализма. Первая из них – на квартире поэта Константина Кузьминского. Эти выставки вызвали недовольство властей и репрессии против их организаторов.
В 1974 он получил работу в парковом хозяйстве – вырезать фигуры для детских площадок из стволов упавших деревьев. В это же время у себя дома он начинать делать «кинематы» — кинетические скульптуры, приводимые в движение электрическими моторами и замысловатыми передаточными механизмами, которые наряду с вырезанными из дерева гротескными фигурами включали в себя элементы старой мебели и части старых механизмов. Постепенно кинематы заполнили всю его 18метровую комнату, но до 1989 года их могли видеть только друзья и знакомые скульптора – выставлять их при коммунистическом режиме было немыслимо.
В 1987 году, в самом начале «перестройки», в эту комнату попала театральный критик и режиссер Татьяна Жаковская (род.1947), — и предложила показывать кинематы публике как спектакль, в сопровождении музыки, игры света и теней (и на первых порах трех клоунов/мимов, актеров руководимого ее любительского театра «Четыре окошка».) С помощью многих друзей и добровольных помощников «Шарманка» открылась в Петербурге в декабре 1989 года.
Первые же зарубежные гастроли – в 1991 году в Утрехте – вызвали огромный интерес и симпатию публики, в то время как в России нарастал экономический кризис, а поддержка многочисленных новых театров со стороны властей быстро свелась к нулю.
В 1993 году «Шарманка» получает приглашение выставиться в Лейпциге и одновременно – уведомление об астрономическом повышении арендной платы.
«Шарманка» уезжает на гастроли, зная, что возвращаться некуда. Третьим членом коллектива становится тринадцатилетний Сергей Жаковский.
По счастью, в это же время директор глазговских музеев Джулиан Сполдинг собирает коллекцию для строящейся в Глазго галлерее современного искусства, и ищет кинематическую скульптуру. Узнав о существовании «Шарманки» от ее шотландских друзей — скульптора и мебельщика Тима Стэда и его жены Мэгги, он приезжает в Лейпциг, приобретает три кинемата и предлагает «Шарманке» сделать персональную выставку в грандиозных интерьерах Маклеллан-галери в Глазго.
В первые два года в Шотландии «Шарманка» базируется в Бленсли (Blainslie), традиционной деревне в Шотландских Бордерах, под крылом Тима и Мэгги Стэд. Свои первые шотландские кинематы Эдуард строит в бывшем коровнике и бывшей конюшне.
После успеха выставки в Мак-Леллан –галлери глазговский горсовет предоставляет театру помещение в историческом центре города, т.н. Мерчант Сити, в довольно запущенном здании, в ожидании реконструкции заселенном галереями и студиями художников. «Шарманка» открывает свои двери для зрителей весной 1996 года.
В 1999 году Шарманка (в сотрудничестве с Тимом Стед и Анника Sandstrom) выигрывает конкурс проектов, посвященных наступлению третьего тысячелетия – и строит 11метровую Часовую башню Тысячелетия в центальном зале Национального музея Шотландии в Эдинбурге. Эта башня становится одним из самых популярных экспонатов музея .
В 2002 году Сергей Жаковский получает диплом бакалавра по специальности «технический театр в Королевской Шотландской академии музыки и драмы и начинает работать как художник по свету и звуку, совмещая работу в «Шарманке» с проектами во многих театрах в Шотландии и за ее пределами. С 2008 года он проектирует и осуществляет многочисленные выставки «Шарманки» и заботится о поддержании коллекции кинематов в рабочем состоянии.
В 2005 году Эдуард Берсудский становится победителем ежегодного конкурса «Творческая Шотландия», и получает грант на совместный проект с театром Антона Адасинского DEREVO (тоже родом из Петербурга, базируется в Дрездене), кульминацией которого стал спектакль вокруг «Часовой башни Тысячелетия» во время персональной выставки «Шарманки» в Национальном музее Шотландии
В 2009 году «Шарманка», в чиле девяти ведущих художественных организаций города, въезжает в реконструированное здание Арт-центра в Мерчант-Сити, получившее название «Тронгэйт 103»
Каждый год спектакли кинетических скульптур смотрят тысячи посетителей. Среди них туристы со всего мира, семьи с детьми, группы школьников, студентов , а также пенсионеры и инвалиды.
Шарманка получает и выполняет заказы , а также гастролирует по Великобритании и Европе.
Шарманка является благотворительной организацией. Её деятельность поддержана грантами Городского совета Глазго, «Creative Scotland» (в прошлом — Шотландский совет по Культуре), Национальной лотереи и другими.