В 1998 году мы вдруг соскучились по белым ночам. На поездку в Петербург денег не было – их вообще в ту пору не было совсем. Мы посмотрели на карту – а что в Британии есть на широте Петербурга? Оказалось, Оркнейские острова.


А там не только белые ночи, но и неизвестно кем и неизвестно зачем поставленные в круг пять тысяч лет назад здоровенные менгиры.
— Там, кажется, живет моя кузина — несколько лет назад они с мужем переехали туда из Лондона. – сказала наша тогдашняя приятельница Анна, чьи далекие предки представлены в Вестминстерском аббатстве, а родственники по бывшему мужу – в эрмитажной галерее войны 1812 года. – У нее, наверно, можно остановиться.
Через несколько недель мы стояли на палубе парома Scrabster -Stromness, мимо нас проплывали берега острова Хой (Isle of Hoy) и я не могла оторвать палец от спусковой кнопки фотоаппарата.
Мужем кузины оказался крупнейший землевладелец на Оркнейских островах, майор Британской армии в отставке Малькольм Макрэ, сменивший мундир на резиновые сапоги «веллингтоны» и непромокаемую куртку, которые он натягивает в шесть утра, чтобы проверить, как там дела в коровнике на унаследованной от отца ферме.

Похоже, это семейная традиция: отец Малькольма, сэр Роберт Макрэ, в свою очередь, успел дослужиться во флоте до полковника и зам начальника штаба, прежде чем заняться породистыми коровами, работой в местном совете и сбором денег на реставрацию древнего собора св.Магнуса в столице островов Kirkwall.
(Эти сведения я откопала в сети – а тогда Малькольм приходил домой к позднему ужину, стягивал свои «веллингтоны», за едой едва находил силы произнести несколько вежливых фраз – и уходил к себе: на следующий день нужно было опять вставать ни свет ни заря. Хозяйством, детьми и разговорами занималась его жена. Особенно разговорами – после Лондона ей тут явно не хватало общения.)
В последний наш день на островах Малькольм решил, что долг гостеприимства обязывает его уделить гостям дополнительное время, и повез нас с Эдом на джипе на вершину холма – показать открывающийся оттуда вид. В коварной низинке посреди полей джип застрял в грязи, и мы, следуя отечественному инстинкту, немедленно выпрыгнули подтолкнуть, а Малькльм азартно переключал передачи и крутил баранку…. Минут через пятнадцать езды на месте, за которые мы совершенно изгваздались, а джип плотно сел в оркнейкий торфяник по самое некуда, из-за бугра выехал веселый тракторист и взял нас на буксир. Как оказалось, заразившись нашим энтузиазмом Малькольм совершенно забыл, что цивилизация ушла вперед и в кармане у него мобильник, так что можно было не суетиться и вызвать помощь. Анна и ее кузина, которые наблюдали за нашими приключениями из окна дома в подзорную трубу, нахохотавшись вволю, позвонили трактористу, который работал на соседнем поле…
Наряду с отцовской фермой Малькольм получил неожиданное наследство от дяди – старейший дом на островах Scaill House (в прошлом году должны были отмечать его 400 летие), который он превратил в музей.
Это тоже семейная традиция – один из его родственников, живший в этом доме во времена королевы Виктории, после особенно жестокой бури вышел на берег залива и увидел, что из песка показались какие-то круглые конструкции из камней. По счастью, он интересовался археологией (викторианцы вообще были очень любознательны) – и начал раскопки. Под песком обнаружилась целая деревня старше Стоунхеджа и египетских пирамид. Она стала известна под названием Skara Brae. Сегодня эти десять круглых построек с каменными очагами, кроватями и шкафами, соединенные между собой коридорами, находятся под охраной ЮНЕСКО.
Всё, как всегда, оказывается связано со всем: про Scara Brae мы впервые услышали от Тима Стэда – в 1990 году он сделал деревянную «реплику» тамошнего каменного жилища для выставки «Scotland Creates” в MacLellan Galleries.

На прощанье Малькольм сделал нам щедрый подарок – набор колоколов, которыми когда-то в доме вызывали слуг. Хитроумная система из проволоки и рычагов вела из каждой комнаты к пружинам с молоточками, установленной в служебном помещении. По звуку колокола (у каждого – разный) слуги знали, в какой комнате требуется их помощь. Через год Эд нашел этим колоколам применение — повесил их над головами 12 фигур Реквиема в «Часах тысячелетия».

Что касается Оркнейских островов — они, конечно, прекрасное и магическое место, но каким-то образом в памяти запечатлелось ярче всего сделанное не человеком, а природой.
Обратно мы возвращались на утреннем пароме — и нас провожал Old-Man-of-Hoy — вертикальная скала, почти отпиленная волнами от обрывистой суши.
ПОСТСКРИПТУМ
В 2003 году на Оркнейских островах в нескольких километрах от каменной деревни Scara Brae начались раскопки на узкой полоске земли между двумя озёрами — Несс Брогара /Ness of Brodgar. Постепенно из-под глинистой почвы появились основания каменных стен целого комплекса ритуальных сооружений, эдакий «Акрополь» эпохи неолита — на сотни лет старше Стоунхеджа и пирамид в Гизе. Похоже, что два знаменитых круга мегалитов — Кольцо Брогар /Ring of Brodgar и Камни Стеннеса / Stenness Stones — были построены позже и они «охраняют» подход к нему.
Вот как выглядит раскоп:




Остальное дорисовано воображением художника:

Этот комплекс зданий (которые, как выяснилось, были раскрашены яккими красками — был возведен людьми, не знавшими ни бронзы, ни железа. С помощью инструментов, изготовленных из камня и костей животных они извлекали из земли каменные плиты (благо песчаник здесь слоистый) и тащили их по траве и вереску несколько километров (как выяснилось, не столько — и не только — с помощью подложенных бревен, но используя в качестве смазки морские водоросли.
Сюда приезжали люди со всех британских островов — и из Европы, По дороге им нужно было переплравиться через опаснейший пролив, где сталкивались воды Атлантического океана и Северного моря, а также приливные волны — и там и сейчас терпят крушения корабли. : тысяч лет назад это путешествие совершали в лодках, каркас которых был сплетён из ивы и покрыт промасленными коровьими шкурами.
Несс Брогара использовался тогдашним населением островов более тысячи лет — с 3200 до 2200 до н.э. После чего с ним торжественно распрощались — устроили ритуальный пир, для которого зарезали огромное стадо коров (в пищу шёл только костный мозг из бедренных костей), разобрали верхнюю часть построек, а остальное засыпали землёй. Что послужило поводом такого прощание и куда отправились его участники потом — мы вряд ли когда-нибудь узнаем.
Раскопки ведутся каждое лето — погода позволяет заниматься ими только два месяца в году. На остальные 10 месяцев раскоп консервируют с помощью тарполина и сотен покрышек, которые прижимают его к земле. В работе участвуют сотни добровольцев со всего мира — археологи и студенты, а туристам предоставляется возможность следить за процессом со специального помоста. Лето нынешнего, 2024 года — последнее перед тем, как раскопки будут приостановлены. Все подробности — на сайте https://www.nessofbrodgar.co.uk/
В 2016 BBC Scotland сняла документальный фильм о раскопках Britain’s Ancient Capital: Secrets of Orkney / Древняя столица Британии:секреты Оркнейских островов. Он доступен на BBC-player



























