Начало в очерке «Детство Галины» , Предисловии и Дело деда, 1937.
Окончание — «Дело деда, 1955-57″.
Мародёры
Несколько лет назад я вдруг осознала, что все мы — дети случайно выживших. (У тех, чьи предки выжили неслучайно — своя компания). Ещё раз убедилась в этом, готовя к публикации дело деда,
За две недели до его ареста, 15 августа 1937 года, был издан «Оперативный приказ НКВД СССР № 00486 «Об операции по репрессированию жен и детей изменников родины».
Вот этот приказ (привожу с некоторыми сокращениями):
Оперативный приказ НКВД СССР № 00486 «Об операции по репрессированию жен и детей изменников родины»
15.08.1937
С получением настоящего приказа приступите к репрессированию жен изменников Родины, членов правотроцкистских шпионско-диверсионных организаций, осужденных Военной коллегией и военными трибуналами по первой и второй категориям, начиная с 1 августа 1936 года.
При проведении этой операции руководствуйтесь следующим:
Подготовка операции
1) В отношении каждой намеченной к репрессированию семьи производится тщательная ее проверка, собираются дополнительные установочные данные и компрометирующие материалы.
На основании собранных материалов составляются:
- а) подробная справка на семью с указанием: фамилии, имени и отчества осужденного главы семьи, за какие преступления, когда, кем и какому наказанию подвергнут; именной список состава семьи (включая и всех лиц, состоявших на иждивении осужденного и вместе с ним проживавших), подробных установочных данных на каждого члена семьи, компрометирующих материалов на жену осужденного; характеристики в отношении степени социальной опасности детей старше 15-летнего возраста; данных о наличии в семье престарелых и нуждающихся в уходе родителей, наличии детей, по своему физическому состоянию требующих ухода;
- б) отдельная краткая справка на социально опасных и способных к антисоветским действиям детей старше 15-летнего возраста;
- в) именные списки детей до 15 лет отдельно дошкольного и школьного возраста.
2) Справки рассматриваются соответственно наркомами внутренних дел республик и начальниками управлений НКВД краев и областей.
Последние:
- а) дают санкцию на арест и обыск жен изменников Родины;
- б) определяют мероприятия в отношении родителей и других родственников, состоявших на иждивении осужденного и совместно с ним проживающих.
Производство арестов и обысков
3) Намеченные к репрессированию арестовываются. Арест оформляется ордером.
4) Аресту подлежат жены, состоявшие в юридическом или фактическом браке с осужденным в момент его ареста.
Аресту подлежат также жены хотя и состоявшие с осужденным, к моменту его ареста, в разводе, но:
- а) причастные к контрреволюционной деятельности осужденного;
- б) укрывавшие осужденного;
- в) знавшие о контрреволюционной деятельности осужденного, но не сообщившие об этом соответствующим органам власти.
5) Аресту не подлежат:
- а) беременные; жены осужденных, имеющие грудных детей, тяжело или заразно больные; имеющие преклонный возраст. В отношении таких лиц временно ограничиваться отобранием подписки о невыезде с установлением тщательного наблюдения за семьей;
- б) жены осужденных, разоблачившие своих мужей и сообщившие о них органам власти сведения, послужившие основанием к разработке и аресту мужей.
6) Одновременно с арестом производится тщательный обыск. При обыске изымаются: оружие, патроны, взрывчатые и химические вещества, военное снаряжение, множительные приборы (копирографы, стеклографы, пишущие машинки и т.п.), контрреволюционная литература, переписка, иностранная валюта, драгоценные металлы в слитках, монетах и изделиях, личные документы и денежные документы.
7) все имущество, лично принадлежащее арестованным (за исключением необходимых белья, верхнего и нижнего платья, обуви и постельных принадлежностей, которые арестованные берут с собой), конфискуется.
Квартиры арестованных опечатываются.
В случаях, когда совместно с арестуемыми проживают их совершеннолетние дети, родители и другие родственники, то им помимо их личных вещей оставляется в пользование необходимые: жилая площадь, мебель и домашняя утварь арестуемых.
8) После производства обыска арестованные жены осужденных конвоируются в тюрьму. Одновременно порядком, указанным ниже, вывозятся и дети.
Рассмотрение дел и меры наказания
11) Особое совещание рассматривает дела на жен осужденных изменников Родины и тех их детей старше 15-летнего возраста, которые являются социально опасными и способными к совершению антисоветских действий.
12) Жены осужденных изменников Родины подлежат заключению в лагеря на сроки, в зависимости от степени социальной опасности, не менее как 5–8 лет.
13) Социально опасные дети осужденных, в зависимости от их возраста, степени опасности и возможностей исправления, подлежат заключению в лагеря или исправительно-трудовые колонии НКВД или водворению в детские дома особого режима Наркомпросов республик.
14) Приговоры Особого совещания сообщаются для приведения их в исполнение наркомам республиканских НКВД и начальникам Управлений краев и областей по телеграфу.
15) Следственные дела сдаются в архив НКВД СССР.
Порядок приведения приговоров в исполнение
16) Осужденных Особым совещанием жен изменников Родины направляют для отбытия наказания в специальное отделение Темниковского исправительно-трудового лагеря, по персональным нарядам ГУЛАГа НКВД СССР.
Направление в лагеря производить соответствующим порядком.
17) Осужденные жены изменников Родины, не подвергнутые аресту в силу болезни и наличия на руках больных детей, по выздоровлению арестовываются и направляются в лагерь.
Жены изменников Родины, имеющие грудных детей, после вынесения приговора немедленно подвергаются аресту и без завоза в тюрьму направляются непосредственно в лагерь. Так же поступать и с осужденными женами, имеющими преклонный возраст.
18) Осужденные социально опасные дети направляются в лагеря, исправительно-трудовые колонии НКВД или в дома особого режима Наркомпросов республик по персональным нарядам ГУЛАГа НКВД для первой и второй группы и АХУ НКВД СССР — для третьей группы.
Размещение детей осужденных
19) Всех оставшихся после осуждения детей-сирот размещать:
- а) детей возрасте от 1–1,5 лет и до трех полных — в детских домах и яслях Наркомздравов республик в пунктах жительства осужденных;
- б) детей возрасте от 3 полных лет и до 15 — в детских домах Наркомпросов других республик, краев и областей (согласно установленной дислокации) и вне Москвы, Ленинграда, Киева, Тбилиси, Минска, приморских и пограничных городов.
20) В отношении детей старше 15 лет вопрос решать индивидуально. В зависимости от возраста, возможностей самостоятельного существования собственным трудом или возможностей проживания на иждивении родственников такие дети могут быть:
- а) направлены в детские дома Наркомпросов республик в соответствии с п. «б» ст. 19;
- б) направлены в другие республики, края и области (в пункты, за исключением перечисленных выше городов) для трудового устройства или определения на учебу.
21) Грудные дети направляются вместе с их осужденными матерями в лагеря, откуда по достижении возраста 1–1,5 лет передаются в детские дома и ясли Наркомздравов республик.
22) Дети в возрасте от 3 до 15 лет принимаются на государственное обеспечение.
23) В том случае, если оставшихся сирот пожелают взять другие родственники (не репрессируемые) на свое полное иждивение, — этому не препятствовать
…………….
34) О ходе операции доносить мне 3-дневными сводками по телеграфу. О всех эксцессах и чрезвычайных происшествиях — немедленно.
35) Операцию по репрессированию жен уже осужденных изменников Родины закончить к 25 октября с.г.
36) Впредь всех жен изобличенных изменников Родины, правотроцкистских шпионов арестовывать одновременно с мужьями, руководствуясь порядком, устанавливаемым настоящим приказом.
Нарком внутренних дел Н. ЕЖОВ
Под этот приказ подпадали моя бабушка и мама (тогда ей было 12). Бабушку должны были арестовать и отправить в Темниковский исправительно-трудовой лагерь на срок от 5 до 8 лет, а маму — в детдом «вне Москвы, Ленинграда, Киева, Тбилиси, Минска, приморских и пограничных городов».
Спасло то, что следователю (фамилию которого мама помнила как Чекериз, а в протоколах он фигурирует как Черкез) понравилась их новенькая квартира в Доме Врача на Меринговской (ныне Заньковецкой), недалеко от Крещатика. В обмен на ключи он дал им возможность исчезнуть, а сам ещё долго жил по этому адресу.
стр. 1

ПРЕДПИСАНИЕ №1485
9 апреля 1938 г
Тов. Кацхевия
Предписываю произвести опись лично принадлежащего имущества осужденному Ефимову Александру Александровичу подлежащего конфискации и сдаче в доход государству
по адресу Меринговская дом №5 кв.№5
Основание: отн. 8 отд. УГБ КОУ НКВД. прот.206
Начальник второго отдела УГБ НКВД УССР
Нач. 2-ого отделения
Треугольная печать УГБ
Стр.3

ОПИСЬ ИМУЩЕСТВА №1181
10 апреля 1938 г.
Мы, сотрудники 2го отдела УГБ НКВД УССР Кацхевия и Мозговой во исполнении предписания 2го отдела УГБ НКВД УССР №1485 от 9 апреля 1938 года в присутствии представителя дворника гр. Василенко Т.Л. и гр Крахмальниковой В.М. произвели опись имущества, принадлежащ. Арестованному гр. Ефимову Ал-дру Алек-дровичу проживающ. в г.Киеве по ул.Новая №2 кв.5
Имущество состоит из:
(№п/п — Наименование вещей – Количество- Оценка
- 1.Пальто д/с бу -1 -225
- 2.Костюм кор. сук. бу -1- 240
- 3.Валенки бу -1-40
- 4.Шапка бу – 1- 40
- 5. Перчатки мех бу -1 – 8
- 6. Носков новых – 2 – 3.50
Сотрудники 2ого отдела УГБ НКВД УССР
/подпись/ Кацхевия
/подпись/ Мозговой
Дворник – Василенко
Гр. Крахмальникова /подпись/
стр 103

В НКВД УССР
от Ефимовой-Крахмальниковой, Меринговская, дом 5 (Новая № 2), квартира 5.
Заявление.
При аресте моего мужа Ефимова Александра Александровича 1 сентября 1937 года, согласно протоколу, были изъяты облигации заипа второй пятилетки на сумму 5385 рублей. Все годы, начиная с 1920 года, я работала, не имея перерывов в работе.
Каждый год подписывалась на месячный оклад своей зарплаты. Считаю себя владельцем половины указанной суммы облигаций. Прошу вашего распоряжения возвращение мне половина такового.
Л.Крахмальникова,
16 апреля 1938 г.
Штамп: Секретариат НКВД УССР. Бюро жалоб № 5739, 25 апреля 1938 года.
Резолюция:
Т. В??? Отказать. Пусть представит справку на какую сумму её облигации. Тогда вернём.
13 мая 1938
______________
Начало в очерке «Детство Галины» , Предисловии и Дело деда, 1937.
Окончание — «Дело деда, 1955-57″.